|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВНАЯМЕТОДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИСОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИКОНСПЕКТЫ УРОКОВПЛАНИРОВАНИЕЭЛЕКТИВЕ Г ЭДЛЯ ПИСЕМ |
ДОКУМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ФИЗИКА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Министерство образования Департамент общего № 14-51-277/13 от 13.11.2003 Органы управления образованием субъектов Российской Федерации Департамент общего и дошкольного образования направляет информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение: на 3 л . Элективные курсы в профильном обученииЭлективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников. В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметный" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя". Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д. Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам. Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам. Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание. Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания. Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем. Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению. Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале "Профильная школа". 1.Программа элективного курса по информатике по темеКОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ9 класс. 17 часов.2.Программа факультативного курса по информатике по темеОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ5 класс. 17 часов.3.ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ «Этот удивительно симметричный мир» 8-9 класс. 17 часов . 4.МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ СПЕЦКУРС ПО ТЕМЕ: “ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ”. Программа элективного курса по информатике по теме КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ9 класс. 17 часов.Пояснительная записка . В основном школьном курсе ОИВТ предполагается знакомство учащихся с методом моделирования и основными типами моделирования, обучение умению строить информационные модели простейших систем. Вместе с тем на мой взгляд целесообразно для "продвинутых" учащихся организовать соответствующий спецкурс(или факультатив). Представите себе, что вам поручено подготовить выступление на уроке физике. Конечно, можно прочитать параграф и пересказать его, но наглядней будет показать все процессы и явления, происходящие в природе на экране. Для этих целей вы можете использовать приложение Macromedia Flash 8. Данное приложение предназначено для пользователей, стремящихся самостоятельно создавать флешь- продукцию высокого качества. Программа Macromedia Flash MX является частью комплексного пакета Studio MX , программ для подготовки графики, интерактивных элементов и страниц для WWW. Интерфейс программы Macromedia Flash MX имеет схожие черты со всем пакетом Studio MX . В основе интерфейса - система панелей для редактирования ролика и управления отдельными его элементами. Панели могут быть "плавающими" (располагаться поверх других элементов) или "прикрепляться" краями друг к другу. Программа Macromedia Flash 8 предназначена для профессиональной работы с векторной графикой изображении. Она позволяет эффективно редактировать изображения, анимировать изображения, а так же оптимизировать ролики для публикации в Internet. Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений информатики в процессе познавательной и творческой деятельности при работе с компьютером. Развитие интереса учащихся с целью выбора профиля, расширение кругозора. Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения нестандартных, эвристических задач при изготовлении открыток, календарей, буклетов, каталогов и др. печатной продукции. Достичь этого предлагается путем зна комства девятиклассников с особенностями прикладных программ Macromedia Flash 8 Программа предназначена для учащихся 9 класса. Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения. На элективных занятиях учащийся познакомится на практике с такой программой, как Macromedia Flash. И с их помощью освоят процесс создания флешь роликов и мультфильмов в домашних условиях. Курс рассчитан на 17 часов При этом первые 10 часов отводятся на изучение программ, наглядно реализующих технологию компьютерного моделирования. Первый урок посвящен введению понятия модели и знакомству с сущностью компьютерного моделирования. Содержание курса выстроено по принципу от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются самостоятельная работа в компьютерном классе и создание флешь - роликов, моделирующие физические процессы. Все виды практических заданий рассчитаны на использование компьютеров с установленными программами Macromedia Flash 8 и могут выполняться всеми учащимися группы в форме лабораторных работ или в качестве индивидуальных заданий для учащихся по выбору. Данный элективный курс решает задачи:
Методы обучения:
Формы обучения:
Ожидаемые результаты:
Тематическое планирование 1. Программа Macromedia Flash 8.(10 часов). Вводное занятие. (1 час). Установка программного обеспечения, порядок установки и регистрация программы. 1.Практическая работа «Знакомство с интерфейсом программы Macromedia Flash 8». 2.Практическая работа «Создание ролика состоящего из одной сцены». 3.Практическая работа «Трансформация фигур, движение фигур». 4.Практическая работа «Анимация картинок». 5.Практическая работа «Анимация текста». 6.Практическая работа «Создание переходов и остановка сцен». 7.Практическая работа «Сохранение и просмотр роликов».
2.Создание флеш-роликов. (7 часов).
1.Практическая работа «Создание публикации с чистого листа: выбор темы и планирование работы». 2.Практическая работа «Создание сцен». 3.Практическая работа «Вставка рисунка и текста». 4.Практическая работа «Запись звука». 5.Практическая работа «Добавление анимации». 6.Практическая работа «Сохранение готовых работ». 7.Практическая работа «Защита роликов». Планирование.
Темы творческих работ: 1.Что изучает физика. 2.Закон сохранения энергии. 3.Построение в линзах 4.Движение тел. 5.Агрегатное превращение вещества. 6.Ядерный реактор. 7.Проводник с током. 8.Рекламный ролик «Средняя школа №3». Литература. 1. Иванов В .Microsoft Office System 2003: Учебный курс . - СПб . Питер; Киев; Издательская группа BNV , 2004. 2. Интернет. 3.Интернет http://www.apatity.fio.ru/metod/sprav .
Программа факультативного курса по информатике по темеОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ5 класс. 17 часов.Пояснительная записка . Представите себе, что вам поручено подготовить доклад к уроку или вы просто хотите подарить другу открытку, которую сделали сами. Можно написать от руки на тетрадном листке или купить открытку в магазине. Но аккуратно оформленная работа и оригинальная открытка подчеркнут вашу индивидуальность. Независимо от поставленной перед вами задачи в результате надо получить профессионально оформленную публикацию- брошюру, доклад, буклет, карточку или листовку. Для этих целей вы можете использовать приложение Microsoft Word и Paint. Microsoft Word является распространенной программой для печати и редактирования текста. Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений информатики в процессе познавательной и творческой деятельности при работе с компьютером. Развитие интереса учащихся с целью расширение кругозора. Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения нестандартных, эвристических задач при изготовлении открыток, календарей, буклетов, каталогов и др. печатной продукции. Достичь этого предлагается путем зна комства пятиклассников с особенностями прикладных программ Microsoft Word и Paint. Программа предназначена для учащихся 5 класса. Основной задачей курса является пропедевтика курса информатики. На факультативных занятиях учащийся познакомятся на практике с такими программами, как Microsoft Word и Paint. И с их помощью освоят процесс редактирования текста и создания рефератов и докладов, а так же творческих работ по предметам. Курс рассчитан на 17 часов Содержание курса выстроено по такому принципу, что приобретение новых умений и навыков способствует их творческому применению. Основной деятельностью учащихся на занятиях по факультативному курсу является самостоятельная работа в компьютерном классе и создание простых печатных изданий, таких как, открыток, календарей, рефератов и др. Все виды практических заданий рассчитаны на использование компьютеров с установленными программами Microsoft Word и Paint могут выполняться всеми учащимися группы в форме лабораторных работ или в качестве индивидуальных заданий для учащихся по выбору.
Данный элективный курс решает задачи:
Ожидаемые результаты:
Тематическое планирование
Вводное занятие. (1 час). 1. Программа СОЛО или СТАМИНА.(3 часа). Установка программного обеспечения, порядок установки и регистрация программы. 1. Практическая работа «Знакомство с интерфейсом программы СОЛО и знакомство с клавиатурой». 2. Практическая работа «Набор текста, расположение рук». 3. Практическая работа «Набор текста ». 2.Приложение программа Microsoft Word. (7 часов). 1. Практическая работа «Знакомство с интерфейсом программы Microsoft Word ». 2. Практическая работа «Набор и редактирование текста». 3. Шрифты: размер, написание, редактирование. 4. Коллекция WordArt . 5. Вставка рисунка и редактирование рисунка. 6. Написание докладов по предметам. 7. Написание докладов по предметам. 3.Программа Paint. (6 часов).
1.Практическая работа «Интерфейс программы». 2.Практическая работа «Прорисовка геометрических фигур». 3.Практическая работа «Заливка, цветовая гамма». 4.Практическая работа «Сохранение и обработка рисунка». 5.Практическая работа «Рисунок домик в деревне». 6.Практическая работа «Создание поздравительной открытки «С Новым годом!»». Планирование.
Темы творческих работ: 1.Что для меня информатика. 2.Письмо деду Морозу. 3.Сказка о … 4. Открытка: «С днём рожденья!» 5.Доклады к учебным предметам. 6.Открытка: «С Новым годом!». 7.Реклама «Средняя школа №3».
Литература. 1.Иванов В. Microsoft Office System 2003: Учебный курс. - СПб. Питер; Киев; Издательская группа BNV , 2004. 2. Интернет. 3.Интернет http://www.apatity.fio.ru/metod/sprav .
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ «Этот удивительно симметричный мир» 17 часов Автор программы: Коваль Евгений Алексеевич, учитель физики МОУ СОШ №3 Полярные Зори
Содержание.
Пояснительная записка …………………………………………….…… 3 Учебно-тематический план …………………………………………….. 4 Содержание программы …………………………………………………. 5 Примерные темы работ ………………………………………………..… 6 Практическое занятие: « Построение в графическом редакторе »…...6 Требования к уровню подготовки ……………………………………... 6 Литература …………………………………………………………….….. 7
Пояснительная записка
С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Что же такое симметрия? Какой глубинный смысл заложен в этом понятие? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? Ответы на эти вопросы можно получить, посетив этот элективный курс. Цель данного курса - развитие интереса учащихся с целью выбора профиля, расширение кругозора, развитие абстрактного логического мышления. Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения нестандартных, эвристических задач. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследователь ской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Задачи: - помочь подросткам в их самоопределении при выборе дальнейшей профессии; - развить умения работать в сотрудничестве на основе эвристической деятельности; - активизировать познавательную деятельность, повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся. - научить учащихся понимать физическую картину мира; - развивать интерес к познанию природных явлений, к познанию Вселенной; - научить учащихся применять свои знания на практике; - развивать логическое мышление. -изучить математические принципы в декоративно-прикладном искусстве. Главным направлением курса является ест ественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объяс няющих моделей, экспериментирование, математическая обработка данных, ана лиз информационных источников, а также предполагает использование комму никативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов). Другая важная особенность курса - его интегративность, междисциплинарный характер задач. Это сделано для того, что бы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественно научной деятельности, а с другой - способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Содержание программы определялось следующими требованиями и огра ничениями: ? входящие в нее исследовательские задачи должны допускать разный уро вень выполнения, иметь ясную и интересную постановку, которая сама мотиви ровала бы ребят к исследованию; ? задачи не должны требовать дорогостоящего или сложного оборудования: желательно, чтобы оно входило в обычные лабораторные комплекты школьных кабинетов или могло быть быстро изготовлено из подручных средств; ? сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач должен обязательно включать такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальней ший профиль обучения в старшей школе. Курс рассчитан на 17 часов. Учебно-тематический план
Содержание программы
1.Симметрия и гармония в окружающем нас мире. Поворотная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Обнаружение свойств симметрии на объектах живой и неживой природы, при рассмотрении фотографий и картин, дизайнерских работ и архитектурных композиций. Построение фигур оригами. Практическая работа «Оригами». Практическая работа «Создание дизайнерского проекта (помещение, утвари, техники)». Практическая работа «Создание рисунков в редакторе Paint ». . 2.Порядок в мире атомов. Симметрия молекул. Структура кристаллов. Свойства кристаллов. Виды кристаллических решеток и внешняя форма. Полиморфизм. Вводится понятие о фракталах – самоподобных фигурах, рассматриваются примеры самоподобных фигур. Бордюры и орнаменты. Практическая работа «Выращивание кристаллов». Практическая работа «Создание бордюра». 3. Инверсия и задача Аполлония. Математические модели. Работа с математическими моделями. Способы доказательства общих утверждений. Движение плоскости. Виды движения плоскости. Гомотетия и инверсия. Метод инверсии. Свойства инверсии. 4. Симметрии и повороты. Плоское зеркало. Объект и его зазеркальный двойник. Зеркальная симметрия. Зеркально - поворотная симметрия. Построение изображений в плоском зеркале. 5. Этот удивительно симметричный мир. Заключительное занятие. Выступление ребят с творческими работами. Предполагается организовать презентацию работ с тем, чтобы работы учащихся стали значимыми для окружающих. Форма организации работы – защита проектов, творческих работ в присутствии других учащихся, учителей, родителей. Ожидаемые результаты обучения: Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики. Повышение самооценки учащимися собственных знаний по физике. Преодоление убеждения «физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится». Повышение познавательного интереса к предмету на уроках. Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.
Формы контроля достижения результатов: Анкетирование учащихся на начало и конец изучения курса. Решение индивидуальной задачи: написание творческой работы. Контроль выбора профиля обучения учащимися.
Примерные темы работ 1. Невозможный мир Эшера. 2. Что общего у хаоса и порядка. 3. Геометрия кисти Леонардо. 4. Додекаэдр и «Меланхолия» Дюрера. 5. Многогранное творчество де ла Франческа. 6. Бордюры и орнаменты. 7. Порядок в мире атомов. Виды кристаллических решеток. 8. Симметрия и законы сохранения. 9. Гербарий. Лист и симметрия. 10. «Проблема Озма». 11. Геометрия кисти Леонардо.
Практическое занятие: «Построение в графическом редакторе».Построение симметричных изображений в графическом редакторе выполняется в следующем порядке: 1. Сначала строится половинка нужной картинки. 2. Затем эта половинка картинки копируется в буфер, вставляется в рисунок из буфера. Далее выполняется поворот на 180 градусов. 3. С помощью перетаскивания совмещают две половинки. Замечание: в зависимости от рисунка закрашивают либо половинку, либо готовый рисунок. Требования к уровню подготовки. Знать: виды симметрии: Поворотная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Построение фигур оригами. Симметрия молекул. Структура кристаллов. Виды кристаллических решёток. Свойства кристаллов. Виды кристаллических решеток и внешняя форма. Полиморфизм. Понятие о фракталах. Виды движения плоскости. Гомотетия и инверсия. Метод инверсии. Свойства инверсии. Уметь: находить и классифицировать виды симметрии, собирать простые фигуры оригами, выращивать кристаллы поваренной соли, находить симметрию в человеческом творчестве, природе. Построение изображений в плоском зеркале. Литература
1. Вейль Г. «Симметрия». Москва ,«Наука», 1968 г . 2. Л .Тарасов. «Этот удивительно симметричный мир» Пособие для учащихся. Москва. Просвещение. 1982 г . 3. И.М. Смирнова. «Геометрия» Учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля. Москва, «Просвещение», 1997 г . 4. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика М. «Аванта +» 2001 г . 5. Е.Каменева. «Какого цвета радуга?» Москва «Детская литература» 1984 г . 6. Интернет-ресурсы. 7. Репродукции с произведений художников, фотографии архитектурных сооружений. 8.Кунихито Касахара, Тоши Такахама Оригами для знатоков: - Alsio ,1987 9.А.П.Савин Математические миниатюры: научно - попул. лит.- М, Дет.лит.,1991 10.В.А.Гусев,А.И.Орлов,А.Л.Розенталь Внеклассная работа по математике в 7-9 классах:М.,просвещение,1984 11. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Геометрия и искусство» авторы Комова Инна Петровна учитель математики, Игнатьева Александра Борисовна учитель МХК и черчения СОШ № 1 г . Радужный 12. Лиман М.М Школьникам о математике и математиках: Пособие для учащихся 5-8 кл.ср.школы - .: Просвещение,1981 -80 с. 13. Ланда Л.Н. «Умение думать. Как ему учить?» - М.: Знание, 1975 г . 14. Программа элективного курса по физике « Физика в твоем доме» Автор программы: Григорьева Жанна Владимировна, учитель физики СОШ №29 г.Владимира.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОГОДА |
Не забывай своих однокласcников ОДНОКЛАСCНИКИ.RU |