ФИЗИКА

Образование - это то, что большинство получают, многие передают и лишь немногие имеют.

ГЛАВНАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВ

Е Г Э

ДЛЯ ПИСЕМ

ДОКУМЕНТЫ

1.О преподавание физики в общеобразовательных учреждениях области (Инструктивно - методическое письмо )

2.ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по физике VII — IX классы

3.Технология разработки учебных программ

4.Программы для общеобразовательных учреждений Физика, Астрономия Физика 7—11 классы

В конце обучения перед школьниками- выпускниками стоит задача повторить весь пройденный материал по физике, систематизировать знания, определить и ликвидировать индивидуальные пробелы в изученном. Только самоповторение позволит учащемуся достичь желаемых результатов. Главное для преподавателя – это создать условия для проявления самостоятельности обучаемых, пробуждения их познавательной активности, ибо нельзя повысить ответственности школьника за результаты учебы, не предоставляя ему возможности действовать самому (конечно, в разумных, с точки зрения педагогики, пределах, без переложения на плечи учеников всей тяжести обучения). Стандартный урок уже не в состоянии обеспечить решение данной задачи. Нужна система эффективных форм учебных занятий, состоящая из лекций, практикума и семинаров-консультаций:

  • Обзорные лекции, проводимые в конце изучения курса физики, подводят итог учебной работе. Они дают возможность повторить и объединить разрозненные сведения в систему, углубить знания, еще раз обратить внимание учеников на самое главное: важные физические понятия, основные законы и принципы, физическую теорию и объяснение с ее помощью наблюдаемых явлений, теоретические следствия из нее и их практическое использование. А также выработать умения конспектировать лекцию и таким образом готовиться к вузовским формам занятий. В конце лекции учащиеся получают вопросы к семинарскому занятию.
  • Семинары. Они проходят как ряд сообщений учеников по определенной тематике с последующим коллективным обсуждением содержания и как консультации, цель которых – систематизировать методы решения физических задач в зависимости от их типа, обращая особое внимание на анализ содержания задачи.
  • Практикум, проводимый в соответствии с требованием государственных стандартов, формирует умения обращаться с более сложными физическими приборами и на основе полученных теоретических знаний развивает умения самостоятельно проводить исследования, результаты которых позволяют сделать выводы о физических закономерностях.

Формированию у школьников умения решать различного рода задачи придается большое значение. Различная методическая литература рекомендует, чтобы в ходе работы были пройдены следующие этапы: внимательное чтение и осознание условия задачи, т.е. физического явления, о котором идет речь; анализ известных и неизвестных величин, установление логической взаимосвязи между ними с помощью рисунков, чертежей, схем и формул; построение цепочки логических рассуждений, следуя от неизвестного к известному; запись соответствующих ей формул; проведение вычислений и анализ полученного результата.
К концу обучения в школе учащиеся, как правило, хорошо усваивают эти этапы, но всё равно остается проблема решения задач. Основная причина – отсутствие фундаментальных физических знаний. Организация самоповторения и заключается в том, чтобы перед решением задачи учащийся сконцентрировал свое внимание на основных законах соответствующей темы. При этом, если есть необходимость, учитель создает условия, требующие от учащегося повторной записи основных законов и понятий темы. Во время проведения итогового повторения и закрепления знаний обучаемых предлагаются задачи из различных разделов физики, касающиеся основных закономерностей и отдельных не менее важных узких вопросов. Поэтому, прежде чем приступать к решению и анализу предлагаемой задачи, ученик, прочитав её, должен:

  • определить раздел физики, знания которого будут использоваться при решении предлагаемых задач;
  • сформулировать все основные законы, понятия этого раздела, которые он помнит;
  • определить, какая именно закономерность позволит найти правильное решение конкретной задачи и, если таковой он не помнит или помнит только название, но не физический смысл и формулировку, то, следовательно, ему рекомендуется найти необходимую информацию;
  • далее следовать основным этапам решения задач.

Самостоятельный поиск знаний и решения проблемы связан с переживаниями, эмоциями (чувства удивления, напряжения и досады при трудности или неудаче; радости, облегчения, подъёма – при открытии, находке, успехе). Эмоции оказывают мощное воздействие на поисковую творческую деятельность: даже “микрооткрытие”, достигнутое самостоятельно, вызывает уверенность в себе, удовлетворение, подъём, стимулирует дальнейшую работу мысли.
Проведение семинаров-консультаций – это не самоцель, а лишь условие формирования самостоятельной личности школьника. Для раскрытия и развития творческих способностей (если это не произошло ранее, то должно произойти в конце обучения в школе) решающий фактор – это атмосфера общения учителя с учениками, в основу которых должна быть положена демократизация отношений.
Целесообразно, чтобы учащиеся в ходе повторения вели планы-конспекты в специальной тетради, которыми удобно пользоваться при подготовке к переводному и выпускному экзаменам.
Ниже приведены примеры задач по “Механике” для самостоятельной отработки учащимися с последующим анализом решения на семинаре.

•  Материальная точка начала равнопеременное движение со скоростью 20 м/с и ускорением 0.5 м/с, направленным противоположно начальной скорости. Найти пройденный путь и перемещение через 2 мин. после начала движения, а также время, через которое возможна остановка материальной точки.

•  В течение какого времени скорый поезд длиной 250 м , идущий со скоростью 72 км/ч , будет проходить мимо встречного товарного поезда длиной 500 м , идущего со скоростью 18 км/ч ?

•  Свободно падающее тело в последнюю секунду движения проходит половину всего пути. Определить время и высоту падения.

•  Под углом 60 градусов к горизонту брошено тело с начальной скоростью 20 м/с. Через сколько времени оно будет двигаться под углом 45 градусов к горизонту? Сопротивление движению не учитывать.

•  Транспортёр поднимает массу 200 кг песка на автомашину за 1 с. Длина ленты транспортера 3 м , угол наклона ее к горизонту 30 градусов. Коэффициент полезного действия – 0.85. Найти мощность, развиваемую его электродвигателем.

•  Груз весом 4.9 Н, привязанный к резиновому шнуру длиной 9.5 см , отклоняют на 90 градусов и отпускают. Найти длину резинового шнура в момент прохождения грузом положения равновесия. Коэффициент деформации резинового шнура 9.8 Н/см.

•  Тело массы m покоится на наклонной плоскости. Плоскость составляет угол альфа с горизонтом. Коэффициент трения “мю”. Чему равна величина силы трения, действующая на тело со стороны плоскости?

•  Найти скорость капли, образовавшейся при слиянии капель массами 50 мг и 80 мг, двигавшихся перед тем со скоростями 4.6 м/с и 3.7м/с соответственно в направлениях, образующих угол 120 градусов друг с другом.

•  Сваю, массой 150 кг , забивают в грунт молотом, масса которого 50 кг . При этом свая погружается в грунт на 5 см . С какой высоты должен падать молот, если сила сопротивления грунта постоянна и равна 7кН? Удар считать неупругим.

•  Два человека несут трубу массой 70 кг и длиной 5м. Первый человек поддерживает трубу на расстоянии 1м от ее конца, а второй держит противоположный конец трубы. Найти силу давления трубы, испытываемую каждым человеком.

Газета «Физика»
   
   
   

ПОГОДА

Не забывай своих однокласcников ОДНОКЛАСCНИКИ.RU
Hosted by uCoz